Три обезьяны — не вижу, не слышу, не скажу — что означает символ?

————
Имеет более высокий символический статус на Востоке, чем на Западе.

Способность к подражанию и многообразие форм поведения.

Символика противоречива и обычно связана с различными сторонами человеческого поведения.

Истории о королях-обезьянах, ловких и умных героях, встречаются в китайских и индийских мифах.

Безобразность и плутовство, обладает способностью к трансформации, апотропаична.

Обезьяна обыкновенная (мелкая, с хвостом)

Бесстыдство, настырность, зловредность, низшие инстинкты.

Обезьяна собакоголовая / павиан (большая, бесхвостая)

Почиталась в Древнем Египте (бабуин), Африке, Индии и Китае.

Основные значения:

Египет

К обезьянам (прежде всего к бабуинам и плащеносным павианам — гамадрилам) относились с глубоким почтением: нубийские племена должны были их поставлять в качестве дани. Считалось, что они понимают человеческую речь и способны к обучению больше, чем некоторые ученики.

Обезьяне поклонялись и считали её покровительницей искусства и музыки.

Ибисоголовый Tот, бог мудрости, нередко изображался в виде старого мудрого павиана. Он символ мужества и знания, покровитель просвещенных людей, записывающего речи бога-творца Птаха и приговор Анубиса после взвешивания душ усопших. В ранний период существовал самостоятельный бог-павиан, называвшийся «Большой Белый» (Хезур), который уже в период пирамид считался одной из форм бога Тота. Он был защитником и покровителем писцов и священных текстов. Часты изображения павиана, сидящего на плечах или на голове писца.

Обезьяны, сидящие под потоком воды, льющейся из труб, — символ Тота как бога летоисчисления: эта образная связь со времени основывается на том наблюдении, что это животное мочится с «астрономической» регулярностью — ровно двадцать четыре раза в день … Можно сказать, что обезьяны были «первыми водяными часами человечества».

Более известна связь обезьян с солнцем: их крик на рассвете толковался как почитание и молитва к богу. Часто изображается восходящее солнце и павианамы с приветственно поднятыми передними лапами. Иногда в таком виде изображались восемь прабогов огдоады; восход солнца при этом служит символом сотворение мира.

Первоначально Тот был, наверное, лунным божеством, так что неудивительно, что павианы часто изображены несущими на голове диск луны.

Культовое мясо


Считается, что обезьяны очень умные животные. Они имеют крупный мозг — признанный деликатес в Африке, Китае, Южной Азии. По мнению едоков с мясом животного передаётся мудрость, чувство юмора, остроумие, замечательная память.
Древнекитайская мифология способность быстро бегать передаёт с мясом большой обезьяны. Одна из японских сказок повествует о том, что болезнь жены подводного царя лечили обезьяньей печенью.

Китай

В Южном Китае и на Тибете семьи с гордостью вели свою родословную от предков-обезьян, которые якобы похищали женщин и те рожали от них детей. Бодхисатва Авалокитешвара (воплощенный в далай-ламе) первоначально явился в образе священной обезьяны (ху), проявившей сострадание к великанше, от брака с которой и произошли шестеро родоначальников народа Тибета.

В китайской традиции — озорство, тщеславие, желание передразнивать.

Знаменитый Сунь У-кун сопровождал буддийского паломника Сюань-цзяна в его странствиях по Индии, и при этом наряду с великими подвигами совершила множество каверз.

По сходству звучания изображения обезьяны на сосне или на лошади служили пожеланием высокого общественного положения.

Часто обезьяна изображалась с «персиком жизнедающим».

Девятое животное Двенадцати Земных Ветвей (китайский зодиак), связанное с летом и Металлом; символ находчивости, оптимизма, дипломатичности, упрямства, склонности к спекуляциям. Год Обезьяны — время развития, волнующее и интересное, благоприятное для почти невероятных начинаний и импровизаций.

Гиббон символизирует материнскую заботу.

Обезьяне приписывается сила обеспечивать хорошее здоровье, успех и защиту (5).

«Год обезьяны и месяц осла» — значит никогда.

Одна из Трех Бесчувственных Тварей китайского буддизма, жадная, постоянно что-то хватающая. Другие: лань — олицетворение любовной страсти; тигр — гнева.

Обезьяны в мифологии и культуре разных народов

Остров Обезьян (Китай, Nanwan)

В некоторых этносах встречаются истории противоположные по смыслу тому, что человек – это эволюционировавшая обезьяна.

По приданиям, были африканские племена, изгнанные в леса за людоедство, которые дичая и деградируя там, вконец теряли человеческие качества и становились обезьяноподобными животными.

Зулусы рассказывали про племя чудовищно ленивых людей, которые, решив жить за счет чужого труда, перестали обрабатывать землю, покрылись шерстью, а их мотыги за неиспользованием превратились в хвосты.

Даже в древнегреческой мифологии упоминается некий «обезьяний остров», где жили керкопы — бывшие люди, превращенные Зевсом в обезьян – за их постоянную гнусную ложь.

В общем, идея подобных историй понятна: когда человек отказывается от собственной разумной природы, нарушает предписанные ему богами правила, — он дичает. А точнее, становится наиболее похожим на него животным – обезьяной.

Видимо поэтому во многих культурах, особенно в западной, эта зверюшка воспринимается порочной карикатурой на человека, наделенной низменным характером и дурацким поведением.

В христианстве обезьянам приписывалась дьявольская злокозненность. Дошло до того, средневековые художники, которые «смеют думать, что они могут тягаться с природой» изображались в виде мартышки, решившей уподобиться Богу.

Но есть и иные варианты человеческого отношения в этому животному, особенно на востоке…

В культуре Тибета считается, что именно от священной обезьяны произошел их народ, а именно шестеро предков-родоначальников. Здесь особенно почетно иметь этот тотем — собственным или племенным. И более того, та же священная обезьяна воплотилась в Авалокитешвару, после чего начался её цикл воплощений в Далай-ламах.

Если использовать так называемую ченнелинговую информацию, то еще Хозе Аргуэльес рассказывал о Вселенной разумных обезьян, возглавляемой благородным владыкой Тутмозисом и царицей Гипнезией:

Она населена счастливыми и беззаботными созданиями, где даже огромные гориллы и орангутаны резвятся пуще шаловливых мартышек.

(Хосе Аргуэльес «Зонд с Арктура»).

В земной мифологии существует Хануман – индуистское обезьяноподобное божество, которого почитают как наставника в науках и который приходился сыном богу Ветра.

Культ Ханумана – один из самых распространенных по всей Юго-Восточной Азии, что приносит особое раздолье макакам. В Индии и Тайланде построено множество храмов, где почитают священных обезьян, что гарантирует местным резусам безопасность и бесперебойную кормежку:

В Тайланде и Гонконге обезьяний царь носит имена которые буквально означают «обезьяна равная небу» и «обезьяна-дух».

Китайским современным аналогом Ханумана является «каменная обезьяна» — путешественник и великий мудрец Сунь Укун. Это литературный персонаж У Чэнъэня из романа «Путешествие на Запад», которого изначально больше всего интересовало обретение бессмертия.

Но при всех своих знаниях и магических умениях, Сунь Укун все же почил «в битве» с алкоголем. На том свете вел себя непоследовательно, приобрел характер трикстера: хитрил, воровал, развлекался, скандалил — в общем, вел себя как типичная мартышка.

Более подробно о богах-трикстерах читайте в статье «Боги разума и знаний».

Египетское божество мудрости Тот одним из своих священных животных имел павиана. Позднее, переодеваясь в этот образ, Жрецы Египта осуществляли празднования в честь фараонов.

Стоит напомнить о стиле обезьяны из древней китайской культуры. Эта оздоровительная система движений была разработана известным врачом Хуа То — как часть «Игры пяти зверей», призванной укреплять здоровье.

В боевом искусстве кунг-фу стиль обезьяны соединяет в себе различные приемы нападения и обороны, отличающиеся скоростью реакции, гибкостью, активностью и находчивостью. Человек, желающий освоить этот боевой стиль, вживается в характер обезьяны, с присущими ей особенностями проявлений:

— она прыгает стремительно и оборачивается;

— она легко хватает, наносит удары, висит;

— она прячется и увертывается, будто находится в густом лесу;

— она гибкая и настороженная, но тело ее расслаблено;

— среди опасностей и трудностей она чувствует себя уверенно;

— она «срывает небесные плоды» (легендарные райские персики), как будто занята самым обычным делом;

— она видит всё, что делается вокруг нее, и готова немедленно спрятаться при опасности.

Ещё один экзотический момент, якобы присущий некоторым восточным и африканским культурам – питание обезьяньими мозгами (считается, что это блюдо помогает восстановить сексуальную мужскую силу).

Подобный эпизод вы могли видеть в фильме «Индиана Джонс и Храм Судьбы»

Однако на деле, обычай поедания мозга обезьяны:

  • или не подтверждается в массовой культуре питания, так как, возможно, является устаревшим и слишком экзотичным;
  • или максимально дорог и осуществляется нелегально;
  • или используется в качестве сугубо ритуальных блюд у очень небольшого количества народов.

Япония

Игрушечные обезьяны считаются талисманами, охраняющими детей.

«Кочин» — три Мистических Обезьяны у которых закрыты рот, глаза и уши. Их резное деревянное изображение находится в храме первого сегуна Токугавы в Никко. В японском языке слова «обезьяна» и «ничего не делать» звучат одинаково — «зару». Поэтому вся группа передаёт фразу: «Не вижу зла (Часто употребляется определение „дурное“, а не „зло“…), не слышу зла, не говорю о зле» и символизирует сознательный отказ от дурных поступков и мудрую осторожность. Подобные резные фигурки считались также талисманом, охраняющим от клеветы. Популярное на Западе толкование этого образа: «ничего не видеть, ничего не слышать, ничего не говорить» совершенно неверно.

Первоначально речь шла о лазутчиках, посланых богами к людям, чтобы разузнать об их делах. Средством защиты от такого выслеживания должны были служить изображения слепых, глухих и немых обезьян.

Происхождение символа

Родной город фигурки – Никко, который находится в 150 километрах от столицы Японии – Токио. Японцы обожают это место, и это неудивительно – здесь находится святилище синтоистов Тосё-гу. Оно представляет собой поразительный комплекс резных зданий – настоящий шедевр резьбы по дереву.

Недаром Тосё-гу внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но еще одна его достопримечательность – конюшня. Именно здесь над дверью с 17 столетия красуется резная скульптура «Сан-дзару». Ее автор – Хидари Дзингоро, человек, благодаря которому про трех обезьян стало известно всему миру.

В Японии вообще очень любят обезьян. В этой стране они считаются мудрыми животными, олицетворяющими находчивость и влекущими за собой успех.

Нередко возле домов можно увидеть скульптуру обезьяны – Мигавари-дзару. По-другому ее можно назвать двойником обезьяны. Она отгоняет нечистую силу, злых духов, которые способны привлекать несчастья, болезни, несправедливость.

Мезоамерика

Календарный и гадательный символом в древнемексиканских культурах, 11-й дневного знака (по-ацтекски — оцомати или озоматли; у майя — батц). Обезьяна считалась богом игры и танца, и рожденные под этим знаком должны были стать шутами, скоморохами, танцорами или певцами.

Символ веселья, шутки, радости жизни, здравого смысла и дерзости. У майя — символ грубых чувств, варварства и пороков (лени), характерных для третьей эпохи.

У майя Бог Северной Звезды имел обезьянью голову.

В Древней Мексике обезьяна имеет не совсем понятную символическую связь с ветром.

Следующие друг за другом эпохи или «Солнца» заканчивались периодическими светопреставлениями: период «Солнца воды», например, закончился потопом, а вторая эра или «Ветренное солнце» — опустошительными смерчами. Люди этой (???) эпохи превратились в обезьян.

Тотем обезьяны и его проявления

Людей, кто имеет основным тотемом обезьяну, отличает очень подвижная мимика, с помощью которой они могут выражать огромный спектр эмоций и реакций.

Комик Юрий Аскаров

Также они умеют очень ловко и эффективно двигаться – сразу в трех измерениях. Может казаться, что их ноги гнуться, скручиваются и пружинят, а их руки длиннее, чем у всех остальных людей.

В детстве дети-обезьянки могут быть очень шустрыми, их тянет залезть везде и всюду, ведь они любопытны и непоседливы. Они очень хорошо схватывают особенности чужого характера и проявлений, способны передразнивать других людей, корчить рожи, имитировать повадки и голос.

Имеют склонности к другим языкам и культурам, любят путешествовать, всё пробовать. Умеют лучше других устраивать панику «на корабле», инициировать хаос и неразбериху.

В юности любят рисоваться, легко становятся популярными, у них отлично получается подражать кому-то более яркому и сильному.

В личной жизни может казаться, что они поверхностны и даже аморальны — из-за их любви к игре, смене впечатлений и сексуальной неразборчивости. И мужчины и женщины – ничего не стесняются, они, что называется, без комплексов. Удивляются, что кто-то иначе устроен.

Хотя партнер будет думать, что такой человек легко приручается и у него легкий характер, на самом деле он просто влился в вашу реальность, вписался в чью-то жизнь. До тех пор пока ему это удобно или весело. Или до тех пор пока не появится что-то более привлекательное или интересное, новый вызов, новая игра. Они также могут жить за счет своих партнеров, общества.

Представители этого тотема очень любят разнообразие и ускоренный темп жизни, — то, что многим может показаться слишком хаотичным и беспорядочным, для них обычно. У них часто блестящие способности, масса прожектов, которые выливаются в множество начатых и незавершенных дел.

Подходящие профессии для них – игровые, в первую очередь это любая сценическая деятельность (модели и актеры) и изобразительное искусство.

Дональд Уилсон — автор картины

Другой профессиональный аспект – это работники спецслужб, умеющие перевоплощаться, маскироваться, принимать любой образ, вписываться в новое общество.

Из них получаются популярные общественные деятели, политики, которые легко запутывают других, проявляя интриганские способности и качества закулисных лидеров.

Они находят себя в роли испытателей и исследователей, чье неуемное любопытство к новому — ведет их вперед и вперед.

На обычном уровне им показана работа в сфере обслуживания – это отличные бармены и официанты.

Важно: человеку с тотемом обезьяны нужно всегда держать себя под контролем, иначе пойдет распыление талантов и во второй части жизни — деградация. Есть опасность из человека превратиться в обезьяну.

Они плохо справляются сами, поскольку редко наделены достаточно сильным разумом, волей и осознанностью.

Автор Габриэль Корнелиус фон Макс

Если они не способны освоить самоконтроль, тогда у них будет:

  • довольно крутой партнер (по родительскому типу), к которому они интуитивно притянулись и остались с ним рядом;
  • начальник, который будет ставить им цели и держать так, что «не забалуешь»,
  • эгрегор с жесткой идеологией, порядком и иерархией.

И наконец, любой человек может использовать тотем обезьяны в качестве дополнительного, если хочет:

  • быстрее и проще раскрепощаться в отношениях;
  • стать живее и артистичнее;
  • научиться легкости и переключаемости;
  • ускорить реакцию на окружающий мир — например, чтобы не упускать подходящие шансы…

По теме — рубрика ТОТЕМЫ.

Также советы «Как узнать свой тотем?» и помощь астролога в этом.

Метки: Талисманы и обереги, Тотемы птиц и животных

    Похожие записи
  • Бык – символ 2021 года
  • Бабочка — символ и тотем
  • Муравей – символ и тотем

Индуизм

Священное животное. Символом силы, верности и самопожертвования.

Олицетворение доброжелательности и нежности.

Символ души.

Индийские крестьяне страдают от набегов обезьян…

Праздник Ханумам-джаянти, день рождения Ханумана.

Хануман, индийский бог обезьян, сын бога ветра Вайи, воин, верный спутник и министр Рамы. Обладает божественной силой, известен своими знаниями, проворством, быстротой, и верностью Раме, которого защищает во время бегства от гигантов (символизирующих тяжкий труд возрождения). Символ плодородия и целительства.

Религиозные культы

Обожествление приматов выражается в изображении богов в их облике. Речное божество Учжици в Древнем Китае имело тело животного. В буддизме обезьяна является раним воплощением Будды, но может представлять также уродство, обман, жадность, ненасытность в удовлетворении чувственных желаний.

В индуизме соратником Рамы считается обезьяноподобный бог Хануман (имеющий разбитую челюсть), который наделён огромной силой и способностями летать, менять размеры и облик. Челюсть сломал ещё маленькому несмышлёнышу бог грозы Индра (славянский Перун), метнув копьё. Являясь сыном бога ветра Вайю, Хануман символизирует дар целительства, плодородие.

В Индии до сих пор сохранились храмы, где обезьяны живут на правах священного животного. Наводнившие штаты Индии макаки, доставляющие немало неприятностей людям, тем не менее они остаются неприкосновенными для местных жителей.

Христианство

Рассматривается негативно, как карикатура на человека и воплощение таких пороков, как:

  • кокетство (с зеркалом в руке),
  • алчность (жадность) и
  • преступные намерения.

Коварство, злоба, хитрость, похоть (распутство, вожделение, страсти), грех (порок), непристойность, легкомыслие, тщеславие, любовь к роскоши, идолопоклонничество (идолопоклонство) и ереси.

Символ похабного, бесстыдного человека.

Может символизировать нерадивость души человека — слепоту, жадность, склонность к грехопадению.

В цепях (опутанная) — означает преодоленный грех (побежденного черта), победы веры и добродетели.

«Физиологус». … изображалась коварной, но склонной к подражанию: охотник делал вид, что ему в глаза попал клей, а затем прятался; обезьяна спускалась с дерева, «по-обезьяньи» закрывала глаза, и охотник мог легко поймать её в петлю. «Таким же образом ловит нас большой охотник, Дьявол. Он… приносит клей греха, ослепляет глаза, делает слепым дух человека, делает большую петлю, и это портит душу и тело человека».

В раннем средневековье — символ дьявола (Сатану); обозначение скорее язычества, нежели греховности.

В готическую эпоху обезьяна с яблоком во рту стала символизировать Грехопадение и в таком виде являлась в изображениях Девы Марии, Младенца и других сюжетах, например в сцене поклонения волхвов вместе с другими животными.

Статуэтка Три обезьяны для активации секторов

Статуэтку три обезьянки мастера фэн шуй советуют использовать для активации зон в доме, чтобы добиться удачи и успеха в разных сферах жизни. Если ставить в сектор партнёрских отношений в периоды непонимания, поможет найти общий язык, решить проблему конфронтации. Если ставить символ периодически в зону славы, поможет наладить контакт с нужными людьми, выделиться благодаря им в важном окружении.

А изредка ставить в сектор знаний, поможет научиться мудрости при общении с себе подобными, поддержать в трудных предметах — быстрее освоит. Если возник вопрос, куда ещё ставить в доме символ три обезьянки, следует взять в руки статуэтку, и прислушаться к внутреннему голосу, интуиция подскажет, какая сфера деятельности требует корректировки находчивостью, мудростью, проявлением скрытых талантов. Фэн шуй всегда поддерживает творческий подход в работе с символами и талисманами, основываясь на подсказки учения.

Кроме статуэтки «три обезьянки» имеет место в учении фен шуй фигурка животного с персиками. Поскольку, в Китае персик — символ долголетия, такой подарок будет принят с благодарностью. Каждому хочется дожить минимум до 90 лет, и фигурка в презенте воспринимается как пожелание.

Ещё одна фигурка этого же животного, но на лошади. Обычно активируют зону славы или карьеры, с намёком стремительного движения без застоя вперёд к вершинам. Здесь символ имеет двойную силу, с учётом лошади, которая тоже используется в фэн шуй направлении.

Особенную силу и помощь даёт изображение животного людям, родившимся под этим символом по восточному гороскопу.

Эмблематика

Атрибут:

  • аллегории Вкуса (пять чувств) в эпоху Возрождения;
  • сангвиника (→ Вера, темпераменты);
  • тщеславия (нарряду с павлином и, реже, бабочкой;
  • порока вообще и персонификации Распутства (→ Дикарь);
  • похоти (→ другие многочисленные образы).

Часто карикатурно изображают мелкие недостатки человеческой натуры или являются аллегорией подражательного искусства. Способности к имитации человеческого поведения широко использовались для высмеивания тщеславия и глупости.

Человек, узнаваемый в обезьяне в искаженном виде, — низменный образ его самого, отраженный в ней.

С эпохи средневековья служит символом искусства, в частности живописи и скульптуры. Искусство художника считалось по сути своей имитацией; оно стало связываться с животным, известным своими способностями подражать (передразнивать). Эта идея нашла выражение в популярном афоризме «Ars simia naturae» [лат. — «Искусство — обезьяна природы»], особенно полюбившемся фламандским художникам XVII века. Они изображали художника в образе обезьяны за созданием портрета — как правило, женского, но не редко и светского мужчины — или ваяющим скульптуру из камня. Эта пародия на художника со временем распространилась и на другие виды человеческой деятельности, и обезьяны стали изображаться сидящими за обеденным столом, играющими в карты или на музыкальных инструментах, кутящими, пляшущими, катающимися на коньках и т. д. Часто место обезьян занимают другие твари, в особенности кошки и совы. Художник высмеивает человеческую претенциозность — глупость и суетность. Образ художника-эпигона.

Обезьяна, которая душит детеныша в своих объятиях

  • Родительская любовь слепа.

Символ слепой лю6ви. EMSI 18-1, с.177
Обезьяна, опорожняющая сумку с гинеями

  • От неправедно нажитого богатства не будет прибыли.

Символ показывает нам, что даже туго набитая нищенская сума обычно пускается по ветру расточительным наследником. EMSI 32-3,с.236
Лев, пожирающий о6езьяну

  • Я использую дурака в качестве лекарства.

Считается, что больные львы лечатся кровью своих закоренелых врагов — обезьян. Львы обладает смелым и открытым нравом, в то время как обезьяны — коварным и заносчивым. Этот символ может — также означать то, что мудрые люди порой общаются с дураками не без пользы для себя. EMSI 26-3, с.211
В сходном контексте обезьяна упоминается также в комментарии к эмблеме Лев, убивающий лису

  • Доблесть побеждает предательство.

Известно, что лиса является символом предательства, хитрости и обмана, а лев — доблести и открытого благородства. По этой причине лев питает извечную ненависть к лисам, обезьянам и волкам, то есть ко всем тварям, обладающим коварной и предательской натурой. [EMSI 36-12, с.257]

Талисманы других животных в китайской философии

Согласно фен учению талисманы животных считаются самыми надёжными из всех символов. Поэтому, каждый человек стремится иметь у себя фигурку по году рождения и по текущему году, чтобы животное не обиделось, и помогло в делах.

Лягушка

Одним из действенных символов в учении фэн считают лягушку. Если полюбить образ этого животного, она обязательно поможет и окажет реальную защиту. Взять её особенность — непоседливость, быструю реакцию на опасность, в то же время — доверие к людям. Эти качества лягушка может проявить и своим прообразом в зонах жилья, как активатор ожидаемого обладателем.

О лягушке сложено много мифов, где в каждом из них она наделялась особенными качествами, не лишёнными здравого смысла: была ответственной за плодородие, излечивала от некоторых болезней. А в Индокитае лягушке наделили отрицательный образ — злого духа, уничтожающего луну, затем случалось затмение.

Учение фен наделяет попрыгунью умением защищать субъекта, даже давать бессмертие, о чём имеется тоже миф. Лягушку можно использовать и живую, помещённую в террариум, или в виде статуэтки. А животное с монеткой во рту вообще очень популярно, и «живёт» обычно в секторе богатства мордой вовнутрь жилья или офиса. Считается, прибыль в любом виде обеспечена. А денежная энергия будет всегда активна. Лучше всего лягушку разместить в гостиной или рабочем кабинете. Нельзя в кухне, спальне, ванной.

Кролик

В фен учении символизирует долголетие, плодовитость, может одарить эликсиром долголетия, если у кролика его попросить. А Лунный заяц даёт покровительство детям на будущее — создать счастливую семью. Кролик считается лучшим другом собаки, поэтому, родившимся под этим символом нужно обязательно иметь талисман кролика. Поможет и защитит в нужное время.

Медведь

Желающие иметь силу, здоровье и уверенность приобретают для себя талисман медведя. Согласно фэн он помогает избавиться от негативных качеств характера, благодаря чему меняются к лучшему и отношения с окружающими.

Но при повышении на службе придётся изменить правила общения, потому что повысится уровень социального окружения. Поступки и поведение нужно будет по нему равнять. Талисман медведя, согласно фен учения, хороший помощник в продвижении по карьерной лестнице. Мужчины, имеющие его у себя, становятся более мужественными, а уровень силы воли увеличивается.

Собака

У даосов бытует шутка, кто раньше появился, яйцо или курица. Ответ совершенно неожиданный — собака. В китайском учении фэн талисман собаки к добру, благополучию. В давние времена даосы украшали изображением животного свои храмы. В европейских странах собака — преданный друг и защитник жилья человека от недобрых людей. В некоторых странах считается, в доме должно жить много собак.

Надо отметить, это животное очень чутко к опасности: военного характера или природных катаклизмов. Собаки ищут укрытие и пытаются об этом сообщить человеку. Примеров на практике очень много. А специально обученный пёс во время пожара или наводнений спасает людей, детей и даже иных животных.

Иметь талисман животного при себе, значит, иметь невидимую защиту в быту от неприятностей разного рода. Фигурка животного может быть и в образе мягкой игрушки, но смотреть на хозяина внуть дома, а не на выход. Равно, как в реальной жизни, находится внутри двора. Фэн специалисты придают этому талисману большое значение для жизни человека. И фигурка может стоять на рабочем столе, как обезьяны, в любом месте, неся хозяину верную службу.

Психология

Ловкость, хитрость.

Обезьяны вообще символизируют низшие силы, тьму или бессознательную активность, но в этом символизме — подобно символизму легендарных мифических существ — сочетаются два аспекта. С одной стороны, эта бессознательная сила может быть опасной, так как она может разрушить индивида, однако она также может оказать благо — как все бессознательные силы, — когда меньше всего ожидают.

Толкуется как признак неуверенности и сомнения в собственной роли, а также как символ бесстыдства.

Является по психологической интерпретации любым видом «человекоподобия того, что еще не является человеческим», но хочет достигнуть этой ступени; «тот, кому она снится, приближается к этой возможности со стороны, вызывающей пренебрежение» (Эппли).

Искусство и природа

Художники Средневековья признали образ обезьяны аллегорией изобразительного искусства, так как считали творчество людей лишь подражанием созидательству Природы. Обезьяны проложили дорогу в космос для людей, предварительно облетев вокруг земли из Америки. До сих пор на животных проводят медицинские опыты, используя физиологическое и психологическое сходство с людьми.

Обезьян держат в качестве домашних животных, которые в некоторых случаях выполняют функции служебных животных для инвалидов. В туризме и фермерстве приматы часто выступают в роли вредителей, причиняющих значительный ущерб доходности бизнеса и имуществу людей.

Черновые материалы

Пантера — противостояние, естественный враг обезьяны, оленя.

Различные виды обезьян из Африки и Южной Азии были известны уже в древнем мире (греч. pithekos, лат. simia); при случае выдрессированные артистами обезьяны использовались для «театральных представлений». Назвать человека «обезьяной» считалось ругательством, ибо она была символом коварства и уродливой внешности. Тем не менее обезьяны нередко содержались как экзотические домашние животные. Существовало поверье, что обладание глазом обезьяны делает невидимым, а моча обезьяны, разлитая у двери врага, вызовет к нему ненависть окружающих.

Фразеологизмы и их смысл

Белая обезьяна – оскорбительное выражение, так называли представители других рас (например, азиаты) белых людей, которые для них некрасивы и воспринимаются «все — на одно лицо».

Мартышкин труд – так можно назвать бессмысленную и бесполезную работу, часто неэффективную, которая к тому же никому по сути и не нужна.

Обезьяна с гранатой – часто таким образом описывают неразумное поведение, главным образом, женское. Когда дама бездумно использует что-то, опасность или сложность чего она не учитывает (не хочет или не способна). Часто эта фраза ассоциируется с поведением бестолковых автоледи.

Чуть красивее обезьяны – мудрые мамы и бабушки говорят своим придирчивым дочкам и внучкам, что «мужчина должен быть чуть красивее обезьяны». Мораль этой фразы: в мужчинах ценится не внешность, нужно обращать внимание на более важное: характер, способности, само отношение к женщине и семье и пр.

Прибыльный бизнес

Комические сценки с обезьянами были распространены во фламандской живописи XVI века. По одной из искусствоведческих версий, началом этой традиции стала известнейшая работа Питера Брейгеля Старшего «Две обезьяны», которую чаще всего трактуют как визуальную притчу о грехе скупости и грехе расточительности.

Питер Брейгель Старший. Две обезьяны, 1562. Источник: wikimedia.org

Высокий покупательский спрос на подобные сюжеты превратил их в доходное дело. Около 1575 года предприимчивый гравёр Петер ван дер Борхт включил фигуры обезьян в отдельную серию графических работ. Серия имела большой успех, закрепив популярность сенжери.

Питер ван дер Борхт. Питомник, ок. 1575. Источник: wikimedia.org

Далее интерес к этому жанру заказчиков-буржуа возрастает после создания 1600 году Ост-Индской компании, что привело к появлению в Европе ранее неизвестных экзотических пород обезьян. На сенжери неплохо зарабатывали Франс Франкен Младший, Себастьян Вранкс, Яна ван Кессель Старший.

Но главными популяризаторами обезьяньих фокусов считаются фламандские мастера Давид Тенирс Младший и его брат Авраам. Сложно сочинённые и многофигурные композиции раскрывают противоречивую двойственность животной природы человека. Как вам парикмахерская, где услужливые обезьяны обихаживают вальяжных котов?

Авраам Тенирс. Парикмахерская с обезьянами и котами, между 1633 и 1667. Источник: wikimedia.org

А вот суровый классный наставник в обезьяньей школе устроил показательную порку в назидание нерадивым ученикам. За экзекуцией наблюдает раскрытый том на письменном столе — катехизис или латинская грамматика. Ещё одна книга, нарочито размещённая на переднем плане, — намёк на неумение правильно распорядиться знаниями.

Давид Тенирс Младший. Обезьянья школа, ок. 1660. Источник: wikimedia.org

Обезьянья гауптвахта в исполнении Давида Тенирса копирует реалистическую сцену отдыха солдат за картами и вином. Щепотку драматизма ей придаёт появление ночных сторожей, задержавших насмерть перепуганного кота. Воронка на голове помощника капитана и котелок вместо шляпы у одного из солдат намекают на незаконность поведения собравшихся, отсылая к известному образу «облечённых властью дураков».

Есть также версия, что эта картина и работа Себастьяна Вранкса — завуалированная критика превышения полномочий военными в Южных Нидерландах того времени.

Давид Тенирс Младший. Караульная комната с обезьянами, ок. 1633. Источник: wikimedia.org

Себастьян Вранкс. Аллегорический бой между вооружёнными обезьянами и кошками во фламандском пейзаже, ок. 1630. Источник: wikimedia.org

Затем славную обезьянью традицию продолжил Николас ван Верендаль. Он сотрудничал с Давидом Тенирсом Младшим в Антверпене и был хорошо знаком с работами подобного рода. Порой сразу и не разберёшь, изображены люди или обезьяны.

Николас Ван Верендаль. Пир обезьян, или Король пьёт, 1686. Источник: wikimedia.org

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]