Таинственный и противоречивый Шива — один из основных индийских богов


В переводе с санскрита имя бога Шивы значит “благой”, “всепонимающий”, “милостивый”. Несмотря на это Шива – один из самых почитаемых и противоречивых божеств Индии. Он входит в триаду верховных богов, исполняя особенные функции.

И если Брахма является хранителем мира, а Вишну следит за порядком и гармонией, то Шива, как ни парадоксально, выступает создателем и разрушителем Вселенной, ездовым же животным (вахана) Шивы является белый бык — Нандин. Многие индийцы считают этого бога могущественнейшим из всех и, надо заметить, это вполне оправданно. Как в Шиве сочетаются силы творца и разрушителя? Что рассказывают о его способностях мифы и древние эпосы?

Огромная скульптура Шивы в индийском городе Ришикеш

Как выглядит Шива?

Начиная знакомство с Шивой, я предлагаю сразу обратить внимание на его внешний облик. Шива – тот бог, которого невозможно не узнать среди прочих божеств индуизма. Чаще всего он изображён в позе лотоса, хотя нередко встречаются изображения танцующего Шивы.

Последний вариант стал популярным символом Индии, негласной эмблемой этой страны. У Шивы светлая кожа, длинные тёмные волосы, скрученные на макушке в пучок (он называется джатта).

На шее бога, его ногах и запястьях – необыкновенные “украшения”. Это – змеи, что обвиты вокруг Шивы. Они считаются символом единства с природой и воинственной отваги бога. Кроме того, змеи, свёрнутые в кольцо, ассоциируются со временем, а именно – течением го из прошлого в будущее. Согласно преданиям, в волосах бога живёт священная река Ганга, а его взгляд подобен звёздной ночи.

В отличие от того же Вишну, облачённого в царский наряд, Шива напоминает аскета (которым, по сути, изначально и являлся). Его одежда – это тигриная или слоновья шкура. Лоб бога также украшен символическими знаками.

На нём начертано изображение третьего глаза, а также три линии, которые Шива наносит прахом, оставшимся от сожжения трупов. Наверное, такая подробность кажется жуткой для европейцев, но в Индии всё иначе. Подобная “краска” является отождествлением Шивы со всемогущим божеством, что царит в разных мирах, напоминает нам о единстве с предками, с нашим прошлым.

В индийских храмах можно встретить и необычное изображение Шивы, что называется Ардханари. Половина его принадлежит мужчине, а половина – женщине. Такой образ бога говорит о целостности начал (женского и мужского), что объединяет Шива. Лишь он способен подарить гармонию суетному миру, который создал. Но он же может с лёгкостью разрушить всё окружающее. Почему же так?

Сколько рук у Шивы?

Шива изображается как божество с четырьмя или восемью руками. Зачем ему столько? Смысл довольно символичен и никак не связан с реальным человеком, т. е. у него не было пяти голов и четырех рук.

В ладонях Шивы размещен небольшой барабан Дамару – он звучит в такт Вселенной. Другая рука держит святой огонь Агни, очищающий и воссоздающий мир заново.

Еще Шиву часто воплощают в статуях с трезубцем. Многорукость дана этому божеству неслучайно. Две руки держат символы Дамары и Агни, другие сложены в позах одобрения, властвования и силы. Звук барабана считается прародителем всех существующих звуков. Благодаря Шиве появился звук «Ом», ставший впоследствии мантрой. В его звучании концентрируется вся суть Вселенной.

Шива – бог-творец и бог-разрушитель

Индийцы верят, что именно Шива стоял у истоков времён. Великий бог сумел создать Вселенную при помощи танца – Тандавы. Исполняя священные движения в энергичном ритме, бог может творить, охранять или разрушать мир. Но зачем же рушить то, что создано?

Ответ на этот вопрос нам даёт индуистская философия. Согласно ей, всё во Вселенной имеет свой срок жизни, и она сама не исключение. Когда время мира истекает, Шива начинает исполнять Тандаву разрушения. Воинственный могучий бог уничтожает ранее построенный им мир, чтобы на его месте начал рождаться новый.


Шива исполняет священный танец, тандаву – символ созидания и победы добра

В чём опасность многорукого Бога?

По своей натуре Махадева двойственен: в одно и то же время он выступает и созидателем, и разрушителем. Под конец своего цикла Вселенная должна быть уничтожена. Но если господь Шива гневается, он может сделать это в любую минуту.

Подобное случилось тогда, когда Сати погибла в огне. Тогда бог стал кровавым и жестоким. Он, переживая ипостась Виробхадры, воспроизвёл себя в тысячах человек и пошёл во дворец отца Сати за возмездием. В гневе он убивал всех вокруг, отрубил голову Дакши – виновнику смерти его возлюбленной. По земле потекли реки крови, солнце стало блеклым. Но злость бога прошла, и он воскресил всех умерших, а Дакши поставил голову осла.

Самый сильный среди богов

Шиве и его истории посвящено множество индийских легенд. Во многих из них подчёркивается могущество бога. Однажды он даже вступил в состязание с двумя своими верховными “коллегами”. Шива превратился в огромный огненный столб, которому не было начала и конца.

Тогда Брахма принял облик лебедя и взлетел высоко вверх, но так и не смог достичь вершины священного Шива-лингама (столба). Вишну, в свою очередь, превратился в вепря и принялся рыть землю под столбом. Он так и не смог достичь основания. С тех пор боги признали, что Шива – самый сильный среди них.

Легенды о рождении Шивы

Существует несколько легенд о том, как появился на свет Шива, и они разнятся в своем повествовании.

  1. Брахма долго медитировал в начале кальпы о появлении сына, который был бы ему подобен. Тогда и появился на его коленях мальчик с голубой кожей. Малыш начал бегать вокруг Брахмы и просить о том, чтобы он дал ему имя. Брахма назвал его Рудра, но мальчик все равно кричал, и Брахме пришлось дать ему еще десять имен, и так у него в общей сложности получилось одиннадцать имен, а также одиннадцать воплощений.
  2. Другой вариант легенды гласит, о том, что Рудра (Шива) появился от гнева Брахмы, между его бровей, поэтому его природой стала самая негативная из трех главных энергий в индуизме.
  3. Еще одна история несколько иначе говорит о рождении Шивы. Брахма был сыном, рожденным богом Вишну, но у самого Брахмы было четверо сыновей, которые не хотели иметь собственных детей. Брахма так разгневался на них, что из его межбровья родился мальчик с синей кожей. Сын плакал и просил отца дать ему имя и положение в обществе. Брахма дал ему имя Рудра, а также еще десять имен: Махинаса, Ману, Манью, Махан, Бхав, Уграретас, Кама, Ритудхваджа, Дхритаврата и Шива.Также им было получено одиннадцать воплощений, которым были назначены места их нахождения — это пять разных органов в теле, ветер, вода, земля, огонь, жизненная сила, Луна и Солнце. Воплощение под именем Шива стал одним из трех полноправных богов — Тримурти, наравне с самим Брахмой и Вишну.
  4. В этой легенде говорится, что Брахма появился из пупка Вишну. Асуры, находящиеся рядом, хотели убить Брахму, тогда между бровей Вишну от его гнева появился Шива, держа в руках Трезубец, и защитил Брахму от демонов.

Семья Шивы

Как мне кажется, предания о семье Шивы принадлежат к наиболее ярким мифам Индии. Согласно легендам, у Шивы есть три супруги. Первой была прекрасная Сати, что принесла себя в жертву, доказав отцу любовь к богу Шиве, которого тот не признавал.

Второй женой Шивы стала Парвати (а она была перерождением Сати). Эта история любви оказалась непростой для девушки. Погружённый в глубокое горе из-за потери возлюбленной, Шива не желал видеть того, что происходит в мире. Лишь бесконечная самоотверженность Парвати, её любовь и преданность помогли богу увидеть то, чего он не замечал ранее.

Третья жена Шивы – Ганга. Это священная река, что проходит через три мира, пересекая небо, землю и таинственные подземелья. Мифы рассказывают, что она начинает свой путь среди звёзд, где однажды увидела Шиву и полюбила его. Прекрасная река попросила его вплести её в волосы, и Шива согласился. С тех пор Ганга – это часть самого бога.

Атрибуты

У Шивы много различных атрибутов. Странствуя по Индии, можно заметить совершенно разные статуи одних и тех же богов. Разобраться во всех нюансах помогает знание символики этой страны. Часто в руках Шивы оказываются оружейные атрибуты в виде Аджагавы (особенного лука), Бхиндипалы (дротика), Гады (жезла), Кхадги (меча), Кхатванги (дубины с черепом), Кхетаки (щита) и разных других. Еще одна значимая вещь – трезубец Тришула (символ эволюционирования, гун, трех ликов времени и прочих понятий).

К числу ритуальных атрибутов относят:

  • курительную трубку Чиллум;
  • ракушку Шанкху;
  • мудры (положение рук в специальных позах);
  • кувшин с нектаром бессмертия Каумуди;
  • чашу в форме черепа Капала;
  • небольшой барабан Дамару (символ Вселенной, от которой родилось все вокруг);
  • особые четки Акшамала.

Для Шивы характерны несколько энергий: огненная (Агни), небесной реки (он смог усмирить Гангу) и мощь Шакти.

Образ божества тесно связан с животными: змеей Нагой, слоном и тигром (шкурами этих зверей и слоновьим стрекалом), белым быком (Нандином) и ланью (Кришнамригой).

Шива обладает особыми знаниями, способными приподнять человека над этим миром и приблизить его к Высшему.

Почитание Шивы

Традиционным символом Шивы является лингам, имеющий форму небольшого столба. Во время праздников, посвящённых этому богу, лингам исполняет функцию святилища. Его украшают цветами, гирляндами и поливают маслами.

Главное торжество, посвящённое Шиве – Махашиваратри, “Священная ночь Шивы” – является одним из самых важных праздников Индии. В этот день после заката верующие отправляются в храмы, где приносят дары богу.

Индийцы считают, что очень важно в праздник не засыпать и бодрствовать всю ночь, занимаясь медитацией. За это Шива одарит человека удачей и благополучием.


Изваяние Шивы в Мурудешваре, его высота более 40 метров

Предания о Шиве – это огромная часть индийской культуре, их можно рассказывать бесконечно. Этот бог может показаться и милостивым, и грозным, но он всегда защищает справедливость и принципы истины. Шива – и великий отец, и бог-защитник, и грозный воин, и добрый покровитель, а потому неудивительно, что его культ не утратил своей силы с глубокой древности до наших дней.

Храм


Город Байджнатх в Индии известен во всем мире храмом бога Шивы. Его построили в тринадцатом веке и назвали одним из имен божества – Вайдьянатх, что в переводе означает «покровительство над лекарями».

Когда-то в этом месте располагалось святилище Шивы. Богатые люди города пожелали увековечить себя в памяти народа и создали новое грандиозное по размаху здание на святом месте. Этих купцов звали Ахук и Маньюк. В наши дни к храму совершают паломничество толпы прихожан и туристов.

Снаружи здание окольцовано стеной, в которой сделано два входа. Шиву изобразили внутри сооружения в виде многорукого божества (лингама). Интересно отметить, что местные жители считают этот образ сваямбху (самовозникшим). Стены храма украшены барельефами богов из индуистского пантеона.

Вход в здание открывается статуей Нанди (белый бык). Согласно легенде, Шива часто передвигался именно на быке. Статуя является символом чистой дхармы, искренности, преданности и мужества.

Формы и образы

Шиве впервые поклонялись дравиды, населявшие Индию еще до появления арийской цивилизации. Он стал верховным божеством в пантеоне богов, которым они поклонялись. Согласно их верованиям, именно Шива управлял всем миром, поскольку достиг полного самосовершенствования и самореализации. Индуистская/ведическая Троица, иначе известная как Тримурти, состоит из трех богов: Брахма, Вишну и Шива, где Брахма – творец, Вишну – защитник, а Шива – разрушитель. Это истинная троица ведизма, и все же они неразделимы, являясь различными проявлениями одного.

Символ бога

Мы уже много раз упоминали слово «лингам». Именно с ним ассоциируется Шива. Бог часто просто обозначался этим понятием. Что же это такое?

Лингам в переводе с санскрита обозначает «знак, метка». Это цилиндрическая скульптура с круглым, реже полусферическим верхом. Многие исследователи склонны видеть в ней символ эрегированного фаллоса. Древние индусы считали лингам абстрактным образом божества.

Часто он изображается не сам по себе, а в паре с кругом или квадратом, который обозначает «йони» (влагалище, чрево). Сегодня принято считать эти два предмета древнейшим упоминанием единства мужского и женского начал. Только в индуизме мужское было вечным и статичным, а женское временным, изменчивым и материальным.

Некоторые ученые видят в лингаме прообраз стамбха, специального жертвенного столба. К нему привязывали скот, который готовился к закланию.

Существует специальный ритуал, который включает в себя омовение лингама, чтение мантр и приношение жертвенных фруктов, цветов, благовоний и прочих дозволенных предметов.

Особенности

Бог Шива – это все о контрастах: созерцание и действие, созидание и разрушение, гнев и милосердие. Его образ сочетает в себе множество аспектов, что неудивительно, ведь он считается Абсолютом, а у Абсолюта есть все. Он – Махайог, “великий йог”, а также Натарадж, “царь танца”, но и Мритьюнджай, “покоритель смерти”, восседающий на троне горы Кайлас в тибетских Гималаях. Это священное место силы, которое почитается не только йогами и последователями шиваизма, они стремятся туда подняться, но и людьми, изучающими энергию земли, ее влияние на человека, его энергетику и сознание. Знающие люди говорят, что Кайлаш действительно не похож ни на что, что они видели или испытывали раньше. Это непередаваемый опыт, после которого даже великие скептики меняют свою точку зрения и отбрасывают все сомнения. К лингамам также относятся сваямбху – природные образования, напоминающие по форме мужской половой орган – выступы и фрагменты скал, формы деревьев и т.д. С каждым таким образом, созданным самой природой, связано множество легенд и историй.

Дети

Божественная семья выступает формой Шанкары, то есть сознания, призванного творить благо для мира. Дети от союза Шивы и Парвати являются олицетворением баланса между материальным и духовным:

  1. Сканду (Картикея) – бог войны, имеющий шесть голов. Его сила так велика, что уже на шестой день жизни он уничтожил демона Тарака.
  2. Ганеша – бог со слоновьей головой, в Индии чтится как божество материальных благ.
  3. Нармада – дочка бога, но в не совсем традиционном смысле этого слова. Так, господь, практикуя глубокую медитацию на горе Арамкут, отделяет от себя долю своей энергии, из которой создаётся речка Нармада. Она является священной для индусов.

Исторические данные

Исследователи считают, что история бога Шивы уходит корнями в хараппскую цивилизацию. Это культура древних индийцев, живших на землях Северной Индии. Их вытеснили арии, которые пришли в третьем тысячелетии до нашей эры в долину реки Инд. Сегодня развалины их городов находят в верхнем течении, на территории Пакистана.

Нам известны печать Пашупати и некоторые лингамы (о значении этого слова мы поговорим позже) данного периода. Они были среди находок в Монхеджо-Даро и Хараппе.

С приходом ариев происходит становление новой религии. Данный процесс сравним с насаждением христианства язычникам в первые столетия нашей эры. Теперь появляется новый образ, с которым сливается Шива — бог Рудра, яростный и жестокий покровитель бури, войны и разрухи.

Не правда ли, история имеет свойство повторяться? Добрые языческие божки, вроде греческого Пана и сатиров, становятся нечистой силой в новой и светлой религии. Арии считали, что не греховно убивать «поклоняющихся лингаму».

В Ведах Шива упоминается в Ригведе, Яджур-веде и Атхарва-веде. В общей сложности имя Рудра насчитывает более полутысячи повторений.

Однако нашлись и сторонники старых традиций, к которым примкнули противники брахманских сложностей. Смысл было поклоняться всю жизнь богам, если ты за это не получал награждения даже в следующем перерождении? Ведь в Ведах сказано, что только брахманы могут достичь спасения.

Примечательно, что в некоторых сектах нового течения (Шраманы) одним из основных атрибутов ритуала считался череп убитого брахмана.

В одной из упанишад (комментариях на Веды) находится наиболее полное и систематизированное содержание философии шиваизма. Этот трактат состоит из ста тринадцати текстов и называется «Шветашватара».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]